FAQ по тюнингу от RDL_python

Статья обо всем, что нужно знать страйкболисту о тюнинге.

Что же такое ТЮНИГ о котором так много пишут в конференции?

Тюнинг — это улучшение технических характеристик и внешнего вида.
Обычно принято разделять это понятие на два направления:
— Внутренний тюнинг – подразумевается улучшение технических характеристик ЭПО.
— Внешний тюнинг – улучшение внешнего вида, придание внешнему виду ЭПО наибольшей достоверности, модернизация в целях придания ЭПО многофункциональности, удобства пользования или “гламурности” как любит говорить не погодам продвинутая и развитая молодёж.

Наиболее часто рассматривается в топиках раздела Мастерская, именно Внутренний Тюнинг. И не только как наиболее актуальный, но и потому, что каждый начинающий игрок буквально сразу хочет получить ЭПО стреляющее дальше, точнее и быстрее чем базовое, купленное в магазине (или то, которое имеет противник).

В основном конечно, по чисто психологическому фактору. Ибо молодой игрок более подвержен магии этого слова — тюнинг, и считает, что стоит ему сделать тюнинг — он достигнет больших результатов в игре (что в общем то, по сути, не верно. Опытный игрок, использующий базовое ЭПО, с худшими характеристиками, практически всегда результативней в игре ).

К большому сожалению, большинство молодых игроков, посещающих раздел, имеют лишь отдаленное представление о предмете. И очень слабо, несмотря на постоянные утверждения, что вырос уровень обучения в школах, реально образованы, особо технически. Это, конечно со временем компенсируется обилием информации по всем вопросам в разделе. Но в силу современного менталитета и присущего молодым особям мужского пола максимализма, они еще успеют не раз и не два ”отличиться”, ибо мало кто из новых пользователей конференции начинает топик или задает вопрос – прежде воспользовавшись поиском и ознакомившись с уже имеющейся информацией. Вот и раз за разом “зарастает” ветвь конференции многократными повторениями, обсуждением одних и тех же вопросов и тем.

Хуже всего – если молодой игрок, сделавший сам хотя бы минимальное улучшение своего ЭПО, амбициозен. Он, считает себя достигшим того уровня, когда просто необходимо отмечаться почти в каждом топике ветви давая таким же молодым игрокам советы и обсуждая суть написанного. И как правило делает это безграмотно (как фонетически так и технически) и предвзято. Уже не раз и не два, это влекло за собой критические и драматические последствия для ЭПО, тех, кто воспользовался советами подобных “Втюхнингистофъ”. Но, мы с вами отвлеклись — вернемся таки к сути статьи.

Внутренний Тюнинг

Внутренний Тюнинг преследует несколько основных целей.

Первая — достижение большей скорости вылета шара и как следствие увеличение дальности полета шара.
Вторая — увеличение точности попадания шара.
Третья — увеличение скорости рабочего цикла (скорострельности).
Четвертая – увеличение надежности.

По степени исполнения Внутренний Тюнинг, подразделяется на:
— Минимальный (экономический) – когда с наименьшими затратами, стараются достичь улучшения ряда параметров ЭПО.
— Оптимальный – стремление достичь некоего оптимального соотношения между четырьмя целями Внутреннего Тюнинга при приемлемых затратах.
— Максимальный- стремление достичь максимального уровня во всех четырёх целях, и требующий крупных материальных вложений.

Стоит еще раз особо отметить, что последнее, из-за конструктивных особенностей ЭПО, весьма трудоёмкая и дорого стоящая задача. Рассмотрим, кратко, что влияет на выполнение задач тюнинга.

Первая задача — достижение большей скорости вылета шара и как следствие увеличение дальности полета шара.

Достигается установкой более мощной пружины обеспечивающей рабочее поступательное движение поршня в цилиндровой группе ЭПО. Все вроде просто – поставил мощную пружину – получил результат… Но на деле, всегда есть целый ряд – НО…

Пружина обеспечивающая рабочее поступательное движение поршня в цилиндровой группе, это лишь часть механизма ЭПО. Являясь частью поршневого узла, она, впрямую и косвенно, взаимодействует с целым рядом деталей и узлов. То, что более мощная пружина требует на свое сжатие большего усилия чем базовая – влечет и применение шестерён рассчитанных на большую мощность. Сделанных не просто из хорошей стали, но и имеющих другие передаточные характеристики.

Шестерни своими валами оказывают при этом более сильное давление на подшипники. И следовательно, если они на это не рассчитаны, надо заменять их на работающие с большими нагрузками. Так же возрастает кинетическая сила удара головы поршня по голове цилиндра. А голова цилиндра передает часть кинетической энергии передней части гирбокса в которую упирается. И это может повлечь разрушение гирбокса, ведь тело гирбокса, сделано из силумина.

НО… Иэто еще не все.
— При более мощной пружине возрастает усилие на валу электрического двигателя вращающего группу шестерен. Из школьного курса физики, каждый окончивший восемь классов начальной школы знает, и понимает — это приведет к возрастанию тока в электрической цепи. Следовательно возрастает потребление тока аккумулятора. А на элементах коммутации электрического мотора, если они не рассчитаны на более высокий рабочий ток, чем рабочий ток базового ЭПО, происходит нагрев и обгорание контактов. Все это, приходится брать в расчёт при замене всего одной детали.

Вторая задача — увеличение точности попадания шара.

Достигается установкой внутреннего стволика меньшего внутреннего диаметра.
(Базовый идущий в комплекте при продаже диаметром 6,08мм – более тонкие продающиеся дополнительно бывают 6.04мм, 6,03мм и 6.02мм) И это наиболее простая из задач при улучшении параметров ЭПО. НО…
— Внутренние стволы более тонкого внутреннего диаметра, не всегда имеют одинаковый с заменяемым внешний диаметр. Это может повлечь деформацию надетой на него и вставленной в хопап резинки хопапа. И как следствие, потери давления воздуха при рабочем цикле.
— При установке более тонкого внутреннего ствола увеличивается степень риска застревания в нем некачественного шара при попадании в канал ствола мелких паразитных частиц.

Третья задача — увеличение скорости рабочего цикла (скорострельности).

Достигается установкой набора шестерен с меньшим передаточным числом. Применением подшипников качения вместо подшипников скольжения. Электрического мотора имеющего большую скорость вращения вала при одних и тех же, с исходным, параметрах питания. НО…при этом возрастает потребление тока аккумулятора электрическим мотором. На элементах коммутации электрического мотора, если они не рассчитаны на более высокий рабочий ток, чем рабочий ток базового ЭПО, может происходить нагрев и обгорание контактов. Возрастает износ компонентов. Возрастают требования по подгонке и юстировке узлов, для верной и надежной работы на возросших скоростях.

Четвертая задача – увеличение надежности.

Достигается заменой базовых, идущих в комплекте при продаже элементов и деталей, на элементы и детали, имеющие улучшенные характеристики и качество. При этом заменяющие “силовые” компоненты ( шестерни, поршень, голова поршня, ИТП) должны быть рассчитаны на большую “мощность” чем будет требоваться.

Как может показаться на первый взгляд всё очень просто.
Но при более подробном рассмотрении — и тут ряд “подводных камней” и этих, так надоедающих — НО…
— В разы возрастает стоимость деталей и узлов в виду изготовления их на высокотехнологичном оборудовании с применением в них более дорогостоящих пластиков и металлов.
— Возрастают трудозатраты по юстировке и подгонке монтируемых деталей и узлов.
— Возрастают требования к обслуживанию, узлов, деталей и эксплуатации всего изделия в целом.

Ко всему вышесказанному стоит так же добавить, что в каждом частном случае есть ряд специфических особенностей, как присущих конкретной модификации ЭПО, так и конкретному ЭПО в частности…

Первые шаги к Тюнингу.

Очень важно при решении тюнинговать своё ЭПО – знать всё вышесказанное и определить для себя, что именно хочется достичь, и какими средствами. Не зависимо от того, разбираетесь вы в механике и электрике, или нет, на основе выше сказанного — такое решение уже возможно принять. Соответственно, при принятии такого решения, можно и даже нужно посоветоваться со специалистами. Именно, со специалистами… И лучше на прямую… Не надо замусоривать тематическую конференцию постами типа – “срочно требуется помощь в тюнинге базового ЭПО”, “разборка боксика Эмки”, “Хэлп по втычке шестерят” где будут безграмотно “общаться” те, кто сам только недавно начал заниматься тюнингом, клонируя уже многократно обсуждаемые ранее темы и плодя некомпетентные советы влекущие ошибки и порчу узлов и деталей, оборудования

Стоит принять как должное, что зачастую нет однотипного для всех совета и ответа — как быть и что хочется… И особенно – ЧТО ЛУЧШЕ.
Практически — в 99 случаях из 100 решение индивидуально. Когда вы определились со своими желаниями — Желательно оценить возможности.

Как в области финансовой, так и в чисто утилитарной – доступности узлов и компонентов. К 2008му году спектр деталей и компонентов для тюнинга, вырос в несколько раз. Вы можете приобрести одну и туже деталь производимую разными производителями и с разным качеством. К сожалению, последнее – качество узлов и деталей – в некоторых случаях трудно определить заранее. По этому, в том случае если вы не нашли нужной вам информации в сети и конференции, опять же стоит проконсультироваться у специалиста. (но при этом – не стоит забывать что “специалист” не может знать всего на свете, не обладает рентгеновским зрением, умением предсказывать будущее и читать мысли…)

Последнее действие — определение совместимости выбранных узлов и компонентов. Кроме общих, известных, не только из конференции фактов, вроде того, что наборы шестерен для гирбоксов тип-2 и тип-3 совместимы. Есть и ряд различий даже между вроде бы заведомо совместимыми компонентами. И порою именно из-за того, что спектр деталей и компонентов для тюнинга, вырос. Совместимость, стала некой проблемой в силу следующего:
— У ряда фирм, оборудование в результате возросшего спроса на компоненты износилось (пресс формы ИТП).
— Фирмы изготовители иногда, специально допускают небольшие неточности в изготовлении деталей, чтобы конечный пользователь был вынужден приобретать детали и компоненты именно их производства.
— Некая специфичная компоновка узлов и деталей при исполнении решения
— Допущенные в производстве неточности исполнения.

Вы можете приобрести одну и туже деталь, или деталь высокой степени совместимости, с требуемой. Производимую, совершенно разными производителями.НО…
Лучше заранее, еще до, или при покупке убедиться, что она будет совместима с уже имеющимися деталями и узлами. В тюнинге, при котором возрастает требовательность к деталям и элементам – доли миллиметра на которые всего лишь может быть отличие, сплошь и рядом — имеют огромное значение для получения требуемого результата. Несколько сотых долей миллиметра – это утечка воздушной массы из под носика нозла, трущиеся плоскостями шестерни повышающие расход тока аккумулятора, или даже поломка узла.

Тюнинг внешний – подробно.

Как и внутренний тюнинг – Внешний имеет несколько основных направлений

Направление Первое — Реконструкция.

Реконструкция – это максимально приближённое придание ЭПО внешней схожести с существующим образцом оружия. Начиная от общих внешних размеров и размеров внешней обвески и принадлежностей, до материалов, из которых изготовлен настоящий образец. И заканчивая, нанесением достоверных надписей и обозначений. Причём надписи и обозначения – наносятся теми же шрифтами и способом, что на реальном прототипе.

Для изготовления таких ЭПО (а процесс такого тюнинга, зачастую сопоставим именно с изготовлением ЭПО заново…) часто используются ММГ — деактивированное реальное оружие, или его части… ( …соответственно, строго следя за тем – чтобы сам процесс и в итоге полученное ЭПО не нарушало закона об оружии!)

Направление Второе – Близкое соответствие.

Близкое соответствие – это разумно приближённое придание ЭПО, и так уже имеющего общее внешнее сходство с существующим образцом оружия – ещё большего сходства. Как и в случае реконструкции — начиная от общих внешних размеров и размеров внешней обвески и принадлежностей, до материалов, из которых изготовлен настоящий образец. И заканчивая, нанесением достоверных надписей и обозначений.

Соответственно – более низкая степень того, на сколько мастер или хозяин ЭПО желает приблизить внешний вид готового ЭПО к образцу – и составляет разницу между реконструированием предмета и его приближённой копией. Можно написать некие цыфры и определения – но они лишь в очередной раз вызовут извечные и неуместные здесь споры, поклонников данных направлений.

Направление Третье — Кастомизация.

Кастомизация – это привнесение улучшений и модификаций (с точки зрения пользователя ЭПО) во внешний вид, или с целью повышения удобства пользования ЭПО. Зачастую, этот процесс идет в разрез основой двух первых направлений. Ибо некоторые решения – могут несоответствовать распространённым линиям вооружения и кажущиеся пользователю разумными или необходимыми апгрейды (улучшения) – могут в реалиях, не соответствовать решениям применяемым к реальным оружейным прототипам. Несмотря на то, что при кастомизации – так же как и в первых двух случаях могут применяться готовые узлы реальных ЭПО или схожие с ними прототипы. Часто при кастомизации, применяются узлы собственного изготовления или вообще не принадлежащие к оружейной тематике…

Результатом – может быть вообще ни на что реально существующее не похожее ЭПО (например импульсная винтовка из фильма ЧУЖОЙ). Ибо при кастомизации, если он не связан некими рамками (скажем командной политикой в отношении моделей ЭПО) мастер или хозяин ЭПО, может не сдерживать своей фантазии или желаний.

Направление Четвёртое — Свободное Творчество.

Свободное творчество – можно считать как отдельным видом кастомизации, так и отдельным направлением. Ибо кроме использования узлов ЭПО или базовой модели как основы – мастер (или хозяин ЭПО) ничем не связан в своем творчестве.

Плодом работы в этом направлении, может быть, полностью футуристический образец – плод фантазии владельца или мастера. Или нечто близкое реальному, но сильно отступающее от него, по внешнему виду своей конструкцией или изощерённостью внешнего вида.

Первые шаги к Внешнему Тюнингу.

Как и в любом деле – в большинстве случаев – прежде чем приступить к делу – надо определить направление ВАШЕГО — Внешнего Тюнинга. Внешний Тюнинг – может быть как минимальным – например замена цевья ЭПО АКС с деревянного на пластиковое, или покраска в другой цвет. Так и максимальным – замена практически всех внешних деталей и узлов… Именно за этим – необходимо определить степень и направление того – что именно ВЫ хотите… А затем — приступить к сбору первичных материалов.

Первичные материалы для Внешнего Тюнинга – это:
— Фотографии
— Инструкции
(дополнительные, т.е. инструкции или наставления — реального оружия – в них часто можно почерпнуть интересную, а главное нужную информацию …) Эти материалы можно найти как в книгах, так и в Интернете.

Если вы реконструируете что либо – неплохо найти человека использовавшего или знакомого с данным типом оружия ( или найти форум где данные вопросы обсуждаются) и подробно расспросить о нем. Начиная с внешней деталировки, заканчивая предметами ухода и обвески… Для реконструкции – интерес представляет ВСЁ — типы ремней, прицелов, фонарей ИТП – использовавшихся с вас заинтересовавшей, моделью оружия – притом следует не забывать о времени, месте и периоде использования…

Когда вы определились окончательно в своих желаниях… Необходимо узнать о мере возможности их воплощения… (вот тут лучше проконсультироваться со специалистами, а не с людьми имеющими 3-4 поста на конференции )

И после того как получен обнадёживающий ответ – что это вполне ДЛЯ ВАС достижимо — можно приступать к поискам:
— Материалов (если что-то надо изготовить)
— Деталей
— Мастера
(всем нам известно – что не каждый из нас мастер… Даже при установке готового узла … Да и не каждому “мастеру” можно доверить некие работы – перед его выбором – лучше подробно навести о нём справки если дело идёт к высокой стоимости и сложности…)

Заключение

В заключение — хочу вам сказать.

ТЮНИНГ — это ваше стремление… «Определение»….
Определение, прежде всего — того — что вы намерены сделать…
И только потом — «Воплощение»… То, вы что делаете (сделаете — сделали) со своим ЭПО…

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

НАГЛЯДНЫЙ СЛОВАРЬ ПО БОКСУ АЕГ
http://www.black-wolf.ru/faq/box_tesaurus.bwc

общие понятия тюнинга
http://airsoftclub.ru/tuning/abouttuning.shtml

Совместимость компонентов тюнинга относительно мощности пружины
http://airsoftclub.ru/tuning/springs.shtml

Что такое тюнинг ЭПО?
http://www.black-wolf.ru/faq/tuning1.bwc

проблемы GEARBOX’ов версий II и III
http://airsoftclub.ru/tuning/gearbox.shtml

Установка тонкого внутреннего стволика и пружины М100 на AK47. Общее руководство.
http://airsoftclub.ru/tuning/100ak.shtml

ИДЕАЛЬНЫЙ ТЮНИНГ
http://www.black-wolf.ru/faq/tuning4.bwc

Как установить электронный ключ и для чего это надо?
http://www.black-wolf.ru/faq/faq.bwc

Разборка приводов. Краткое описание.
viewtopic.php?f=2&t=10195

Инструкция по разборке гирбокса
viewtopic.php?f=2&t=10593