ПОДГОТОВКА МОРСКОЙ ПЕХОТЫ США ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ГОРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ

Капитан 1 ранга А. ШИРОШНИК
Источник: Зарубежное военное обозрение, 1991 г., №10, стр. 49-53

Командование вооруженных сил США серьезно оценивает практические трудности, которые возникают при проведении боевых действий в горной местности, сложных климатических условиях высоких широт. Снег, лед, низкие отрицательные температуры воздуха при сильных ветрах могут, по мнению американских военных специалистов, стать таким же смертельным врагом, как хорошо подготовленные и оснащенные современной боевой техникой войска противника. С понижением температуры повседневная и боевая деятельность частей и подразделений значительно затрудняется из-за проблем их тылового обеспечения. Ни человек, ни машина не могут нормально функционировать при определенных низких температурах, как бы ни были они хорошо подготовлены и экипированы. Для того чтобы боевые части смогли успешно действовать в условиях жестоких холодов, разреженного воздуха высокогорья, они должны пройти курс специальной подготовки.

С этой целью в горах Сьерра-Невада в 1951 году был создан учебный центр горной подготовки морской пехоты (Пикл Медоуз, район г. Бриджпорт, штат Калифорния). Его открытие было связано с необходимостью подготовки морской пехоты для ведения боевых действий в горных условиях Кореи. В 1967 — 1973 годах центр прерывал, а в период с 1973-го по 1976-й ограничивал свою деятельность. В настоящее время он готовит морских пехотинцев к боевым действиям в горных условиях круглый год.

Район расположения центра характеризуется наличием глубоких снегов, больших высот и сильно пересеченной местности, что напоминает северную часть Норвегии, куда планируется в случае обострения обстановки перебросить экспедиционную бригаду морской пехоты США (эбрмп) с целью усиления группировки ОВС НАТО на северном фланге блока. В Норвегии для этой эбрмп (численность до 13 000 человек) заблаговременно складировано тяжелое вооружение и 30-дневные запасы предметов тылового снабжения.

Ежегодно в центре готовится более 10 000 солдат и офицеров. В зимний период с декабря по апрель четырехнедельный учебный курс проходят четыре батальона регулярных сил и один резерва морской пехоты. Таким образом, центр рассчитан на подготовку в течение 28-дневного учебного цикла одного батальона морской пехоты. Так, зимой 1990 года в центре обучались по два батальона морской пехоты от Атлантического и Тихоокеанского флотов.

Подготовка начинается с трехдневного курса ориентации в базовом лагере, расположенном на высоте около 2040 м. В это время морские пехотинцы знакомятся с основными приемами выживания, отрабатывают технику хождения на лыжах по пересеченной местности, приобретают навыки установки специальных норвежских палаток, представляющих собой большие полотнища брезента, которые могут быть пристыкованы один к другому для составления палаток различного размера.

usmcarctic_1s

Рис. 1. Комбинированный комплект одежды для холодной погоды, состоящий из 23 отдельных предметов

Морским пехотинцам выдается комбинированный комплект одежды для действия в холодных климатических условиях, состоящий из 23 отдельных предметов общей массой 8,2 кг (рис. 1). Он создает достаточно комфортабельные условия для морских пехотинцев при использовании его в широком диапазоне температур: от +4,5 до -51° С. Комплект является как бы четырехслойной системой одежды, включающей, в частности, полипропиленовое (теплое) белье, полистероловые свитер и брюки, стеганые куртку и шаровары, камуфляжную меховую куртку с капюшоном (парка) и шаровары.

Первые два дня лыжная подготовка в условиях горной местности занимает по 12 ч. К концу вторых суток проводится двухчасовой лыжный кросс. Как правило, опыт ходьбы на лыжах по пересеченной местности до прибытия в учебный центр имеет менее 10 проц. личного состава батальона, а через Неделю почти все морские пехотинцы уверенно обращаются с ними.

Первый выход батальона в горы представляет собой пеший четырехмильный поход (6,5 км) без снаряжения, в ходе которого необходимо достичь промежуточного лагеря на высоте 2590 м. Оружие и снаряжение морских пехотинцев доставляются гусеничным транспортом. Второе восхождение осуществляется неделей позже на дальность около 10 км с рюкзаками массой 14 — 18 кг. Протяженность третьего, последнего восхождения (через две недели после начала тренировок) составляет уже 15 км, батальон поднимается на высоту свыше 2800 м над уровнем моря. Все морские пехотинцы несут рюкзаки массой от 23 до 36 кг. После необходимой акклиматизации как к высоте, так и к суровому климату, обучения методам выживания и передвижения в горах программа предусматривает отработку приемов ведения боевых действий.

В последние две недели морские пехотинцы занимаются боевой подготовкой, совершая длительные переходы по обширным горным районам. Наибольшие трудности встречаются при поддержании определенного темпа движения и необходимого тылового обеспечения подразделений. По единодушному признанию всех морских пехотинцев, обучавшихся в данном центре, подготовка в условиях низких температур является самым трудным из всего того» с чем они встречались. Так, командир 1-го батальона 5-го полка морской пехоты Тихоокеанского флота полковник Р. Фаусетт заявил: «Мы находились ранее в полевых условиях более Длительное время, в частности, во время учений «Тим спирит» и «Маркет сквэа», которые проходили в Южной Корее и в штате Северная Каролина соответственно, не эта подготовка в горах является самой трудной».

Врач того же батальона отмечал, что во время обучения в центре самым частым заболеванием было легкое переохлаждение кожи, зарегистрированы только два случая серьезного обморожения, требовавшие эвакуации военнослужащих в пункт постоянного базирования. Достаточно часто (20 случаев) отмечались случаи горной болезни, вызываемой высотой, быстрым темпом подъема и физической усталостью. Симптомы горной болезни: острая головная боль, тошнота и резкая боль в груди. Кроме того, были два повреждения позвоночника, вызванные падением на спину с тяжелыми рюкзаками, случав растяжения коленного сустава. Врач также добавил, что наилучший способ сохранить хорошее здоровье в горах — получать не менее 4200 калорий пищи, выпивать до 4 л воды в день и стараться избегать соприкосновения кожи тела с металлическими предметами.

Пребывание батальонов морской пехоты в течение месяца в учебном центре в Пикл Медоуз является подготовкой к ежегодному учению морской пехоты США под названием «Эльпайн уорриор».

В составе подразделений учебного центра имеются 65 инструкторов, специализирующихся в определенных областях, в частности: в одном из основных подразделений в отделе боевых операций насчитывается 47 инструкторов, обучающих тактическим приемам ведения боевых действий зимой в горных условиях. Они все включаются в состав подразделений батальона морской пехоты и на протяжении месячного учебного цикла принимают участие в их непосредственной подготовке.

Остальные 18 человек отрабатывают с военнослужащими специфические задачи боевой подготовки. Так, инструкторы-альпинисты (десять человек) обучают жизни в горах, технике восхождения и другим приемам; медики (четыре) — как распознавать и лечить обморожение, простуду в другие заболевания, возникающие в результате воздействия на организм низких температур; инструкторы по выживанию (четыре) знакомят с приемами выживания в холодных климатических условиях (сохранение мобильности, способы добывания пищи охотой, рыбной ловлей).

Каждый инструктор должен пройти ежегодные квалификационные курсы и получить удостоверение, заверенное двумя организациями — профессиональных лыжных инструкторов Америки и Американским альпийским институтом.

usmcarctic_2s

Рис. 2. Группа морских пехотинцев обучается быстрому передвижению на лыжах с помощью гусеничного транспортера Bv-206

Большую роль для повышения мобильности в арктических условиях играет снегоходный транспорт. На вооружении учебного центра по штату имеются десять гусеничных сочлененных транспортеров типа Bv-206 шведской фирмы «Хаглунд» (рис. 2), которые используются здесь в основном для решения задач тылового обеспечения подразделений морской пехоты. Его характеристики: масса с прицепом 4,2 т, грузоподъемность 600 + 1400 кг (тягач+прицеп), число сидячих мест 7 +11, максимальная скорость 55 км/ч, но воде — 3,6 км/ч. Машина способна перевозить средства огневой поддержки батальона, который может быть развернут в районах, находящихся на довольно значительном удалении от основных дорог.

По заявлению представителя морской пехоты США, учебный центр в прошлом году должен был получить дополнительно из сухопутных войск 15 таких транспортеров для подготовки в центре механиков-водителей этих машин, вместо того чтобы готовить их в Норвегии.

В настоящее время в Норвегии для обеспечения морской пехоты США находится 151 гусеничный транспортер Bv-206. Все они принадлежат норвежцам, однако 35 из них укомплектованы водителями из состава морской пехоты США и эксплуатируются ими при проведении учений ОВС НАТО в Норвегии. Остальные машины, водителями которых являются норвежцы, предназначены для тылового обеспечения морской пехоты США.

Американские военные специалисты, высоко оценивая проходимость этих машин в гористой местности, вместе с тем отмечают и ряд недостатков: они требуют особо внимательного и своевременного технического обслуживания; установленные на них пятицилиндровые двигатели фирмы «Мерседес-Бенц» имеют алюминиевые головки, которые склонны к деформации при перегреве, и т. д.

Задачи по тыловому снабжению и разведке в интересах обучающихся подразделений в центре выполняются четырьмя вертолетами СН-46 Е «Си Найт», дислоцирующимися на авиабазе морской пехоты в Нью-Ривер (штат Северная Каролина).

Один из путей повышения боевых возможностей частей и подразделений командование морской пехоты видит в совершенствовании и в конечном счете облегчении полевого снаряжения морского пехотинца, с тем чтобы его боевая выкладка не превышала 1/3 веса тела. Это может быть достигнуто путем создания нового, более легкого личного оружия, разработки удобного и облегченного полевого снаряжения, а также предоставления необходимого вида транспорта. «Мы должны быть достаточно легкими, чтобы быстро добраться в район конфликта, и достаточно тяжелыми (то есть вооружены эффективными системами оружия) для того, чтобы победить противника», — заявил комендант морской пехоты США.

При подготовке к проведению операции (рейда) каждый командир части или подразделения в соответствии с задачей наряду со многими другими вопросами должен решить и следующие: в зависимости от оценки противника, местности и своих сил определить уровень мобильности, необходимый для решения поставленной задачи; сократить вес нагрузки на отдельного морского пехотинца путем тщательного рассмотрения номенклатуры и массы каждого предмета, который он должен (ему разрешено) нести; организовать воздушный и наземный транспорт для перевозки остальных предметов снаряжения и оружия, не требующихся для выполнения данной конкретной боевой задачи; проверить выкладку рядового и сержантского состава, чтобы общий вес снаряжения и оружия не превышал установленной нормы.

Проблема оптимальной боевой выкладки, как отмечают американские специалисты, стоит перед морской пехотой уже в течение нескольких поколений, и решать ее необходимо незамедлительно.

Виды и предметы специальной одежды, защитного и полевого снаряжения, находящиеся на довольствии морской пехоты, приведены ниже.

Категория и наименование имущества, масса, кг

Одежда:

  • камуфляжные куртка и шаровары ………. 1,36
  • легкая камуфляжная куртка и шаровары ………. 1,03
  • шерстяные рубашка и брюки ………. 1,63
  • белые куртка и шаровары ………. 1,81
  • рубашка с короткими рукавами ………. 0,09
  • трусы ………. 0,14
  • форменный ремень с пряжкой ………. 0,09
  • головной убор ………. 0,1
  • шерстяной берет ………. 0,11
  • головной убор для джунглей ………. 0,14
  • шапка для холодной погоды ………. 0,12
  • шарф ………. 0,17
  • перчатки черные кожаные ………. 0,1
  • перчатки шерстяные ………. 0,06
  • носки шерстяные ………. 0,09
  • походные ботинки ………. 1,9
  • ботинки для джунглей ………. 1,5

Защитное снаряжение от неблагоприятных погодных условий:

  • полевая куртка на подкладке ………. 1,59
  • камуфляжные теплые куртка с капюшоном (парка) и шаровары ………. 1,18
  • пончо и подстежка к нему ………. 1,5
  • подстилка для сна ………. 0,54
  • спальный мешок ………. 3,4
  • спальный мешок для холодной погоды ………. 4,31
  • защитный навес-палатка ………. 2,02

От стрелкового оружия и осколков:

  • каски из кевлара четырех типов ………. 1,13 — 1,47
  • бронежилеты иа кевлара пяти типов ………. 3,4 — 5

От оружия массового поражения:

  • противогаз М17А1 ………. 1,35
  • защитный костюм (капюшон, костюм, сапоги, перчатки) ………. 1,71
  • комплект М258 ………. 0,27
  • таблетки для очистки воды ………. 0,03
  • насос с фильтром, очищающим воду ………. 0,6

Полевое снаряжение

Грузопереносящее:

  • переносные ремни ………. 0,72
  • подсумок для приклада ………. 0,14
  • фляга с водой емкостью 1 кварта (0,946 л) ………. 1,22
  • фляга с водой емкостью 2 кварты ………. 2,18
  • средний рюкзак ………. 1,12
  • большой рюкзак ………. 1,3
  • каркас к рюкзаку ………. 1,41

Режущее и копающее:

  • штык М7 ………. 0,6
  • штык М9 с ножницами для резки проволоки ………. 0,81
  • карманный нож ………. 0,18
  • саперная лопатка ………. 1,14

Для приготовления горячей пищи:

  • спички в водонепроницаемой коробке ………. 0,07
  • плитка М1950 ………. 0,6

Для управления и сигнализации:

  • радиостанция AN/PRC-77 ………. 11,21
  • компас ………. 0,14
  • граната с цветным дымом ………. 0,64
  • ночной прицел «Старлайт» AN/PVS-4 ………. 1,72
  • оптический прицел OEG ………. 0,11

Для передвижения:

  • лыжи с палками ………. 4,31
  • снегоступы ………. 2,1
  • парашютная система Т-10В ………. 10,43

Самыми надежными элементами комбинированного комплекта одежды для холодной погоды являются камуфляжная меховая куртка с капюшоном и шаровары из ткани гортех, водонепроницаемые ботинки и полипропиленовое белье. Ткань гортех водонепроницаемая, но пропускает воздух и сохраняет тепло. Костюм был принят на вооружение в 1986 году.

Ботинки, сохраняющие ноги в тепле и не допускающие испарения, являются моделью второго поколения, разработанной еще в период корейской войны. Их ношение в течение продолжительного времени приводит к излишней потливости, поэтому по инструкции морские пехотинцы должны производить смену носков не реже раза в сутки. Для устойчивого закрепления этих ботинок на лыжах, приспособленных для ходьбы по пересеченной местности, используются специальные крепления и стропы.

Комплект одежды имеет один недостаток: перчатки (кожаные с внутренней стороны ладони), разработанные для армии США еще в 1950 году, плохо греют кисти рук. Поэтому командование учебного центра советует морским пехотинцам пользоваться собственными.

Боевое применение войск в горно-арктических условиях, как отмечает зарубежная печать, потребует высокого уровня боевой подготовки и профессионализма личного состава, использования более удобного и легкого полевого снаряжения. Трудности, вызываемые экстремальными условиями окружающей среды, будут одинаковыми для каждой из противоборствующих сторон, и верх в вооруженной борьбе одержит тот, у кого окажутся лучшими выучка личного состава, снаряжение и вооружение. Учитывая это, командование морской пехоты США уделяет самое серьезное внимание решению данных задач.

Все материалы журнала «Зарубежное военное обозрение» размещены на сайте с разрешения редакции
Назад