НОВЫЕ КАТЕРА ТИПА RIB-36 СИЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВМС США

Капитан 2 ранга В. МИЛАДЗЕ
Источник: Зарубежное военное обозрение, 1999 г., № 2, стр. 49-50

Силы специальных операций (ССО) ВМС США предназначены для действий в первую очередь в акваториях иностранных государств, в прибрежных районах, территориальных и внутренних водах. На них возлагаются следующие задачи: разведка и вывод из строя важных военных и военно-промышленных объектов на побережье; ведение подводно-диверсионных действий против кораблей и судов на стоянках, а также стационарных объектов в море и прибрежной зоне; разведка системы противодесантной обороны; уничтожение ее элементов; разминирование проходов для десантно-высадочных средств в ходе морских десантных операций; борьба с подводно-диверсионными силами противника.

ССО включают разведывательно-диверсионные отряды, отряды специальных транспортировочных средств, эскадры катеров специального назначения, эскадрильи легких вертолетов и оперативные группы из состава подводных отрядов специального назначения.

Отряды специальных транспортировочных средств (подводных средств движения – ПСД) и эскадры катеров специального назначения используются для доставки личного состава, оружия и снаряжения разведывательно-диверсионных подразделений в операционные зоны.

Рис. 1. Катер RIB-36 на испытаниях

Рис. 1. Катер RIB-36 на испытаниях

 

Командование ВМС США, придавая большое значение проведению диверсионных боевых действий в современных условиях, осуществляет программу переоснащения ССО катерами типа RIB-36 (Rigid Inflatable Boat -36ft), предназначенными для переброски и высадки разведывательно-диверсионных подразделений (рис. 1). Новые катера по своим тактико-техническим характеристикам, в частности по мореходности, скорости и автономности, превосходят аналогичные плавсредства, ранее принятые на вооружение американских ВМС.

Тактико-технические характеристики катера типа RIB-36:

Основные размерения, м

Длина ………. 10,75

ширина ………. 3,4

максимальная высота при сложенной мачте ………. 1,92

максимальная высота при установленной мачте ………. 3,8

осадка при полной нагрузке ………. 0,81

Масса, кг

пустого ………. 5295

при полной загрузке ………. 7723

Полезная нагрузка, кг ………. 1455

Максимальная скорость, уз

при спокойной воде ………. 39

расчетная (при волнении 3 балла) ………. 30

расчетная (при волнении 4 балла) ………. 10

расчетная (при волнении 5 баллов) ………. 4

Экономическая скорость (при волнении до 2 баллов), уз ………. 32,9

Дальность плавания (при экономической скорости, волнении 2 балла и остатке резерва топлива 10 проц.), миль ………. 198

Мореходность, баллов ………. до 6

Экипаж, человек ………. 3

Десантовместимость, человек ………. 8

 

Корпус катера имеет глубокую V-образную форму. Обшивка корпуса и сотовая конструкция, придающая корпусу необходимую прочность и теплоизоляционные свойства, выполнены из композиционных материалов. Элементы конструкции изготовлены из гибридной ткани, представляющей собой сочетание арамида, стекловолокна, ламинирующего полимера и внешнего защитного покрытия. Ламинирующий полимер и волокна обладают высокими характеристиками ударопрочности и межслоевого сдвига. Дополнительная плавучесть обеспечивается размещением по периметру жесткой конструкции корпуса многосекционной воздушной камеры плавучести – спонсона. Он изготавливается из хайполона (сульфохлорированного полиэтилена), нейлона и неопрена (полихлоропрена). Давление воздуха в камере 20 кПа (максимальное – до 35 кПа при воздействии динамических нагрузок). Обшивка спонсона обладает вулканизационными свойствами, что предотвращает утечку воздуха в случае пробоя камеры. Механическое крепление спонсона позволяет при необходимости провести его быстрый демонтаж.

Рис. 2. Катер типа RIB-36: 1 – посадочные места; 2 – корпус; 3 – спонсон; 4 – платформа для установки пулемета; 5-консоль аппаратуры управления катером; 6-бортовые огни; 7-антенна РЛС; 8 – ИК аппаратура; 9 – антенна аппаратуры связи

Рис. 2. Катер типа RIB-36:
1 – посадочные места; 2 – корпус; 3 – спонсон; 4 – платформа для установки пулемета; 5-консоль аппаратуры управления катером; 6-бортовые огни; 7-антенна РЛС; 8 – ИК аппаратура; 9 – антенна аппаратуры связи

Катер оснащается мачтой арочного типа, предназначенной для размещения антенных устройств различного назначения с учетом их электромагнитной совместимости, в том числе шарообразной радиолокационной антенны, инфракрасной оптоэлектронной аппаратуры, антенн связи (рис. 2). Мачта имеет складывающуюся конструкцию для уменьшения габаритов катера при транспортировке. Энергетическая установка состоит из двух дизельных двигателей типа «Камминз» 6ВТА5.9-МЗ, работающих на два водометных движителя «Гамильтон-321», Данные дизельные двигатели рассчитаны на использование топлива типа MIL-C-1002/B, обладают хорошим показателем коэффициента отношения массы к мощности, равным 2,09 кг/кВт, низким расходом топлива, а также высокими значениями крейсерской скорости, мощности и надежности по сравнению с другими двигателями аналогичного класса.

В соответствии с заводской спецификацией, двигатели могут развивать выходную мощность 229 кВт (2800 об./мин) более 24 ч и максимальную – 276 кВт (3000 об./мин) по 1 ч 2 раза в сутки. Диапазон рабочих температур: воздуха – от -18° до +49° С; воды – от +1° до +36° С. На катере устанавливаются два топливных бака общей емкостью 755 л. Топливная система обеспечивает бесперебойную работу при кренах до 30°.

В состав оборудования катера входят: навигационная радиолокационная станция «Фуруно-1731», приемники космической радионавигационной системы NAVSTAR, гидроакустический лаг, эхолот. Радиосредства представлены приемопередатчиками KB и УКВ диапазонов, а также аппаратурой опознавания. Вооружение: 7,62-мм пулемет и 40-мм гранатомет. Катера поставляются в комплекте со специально разработанным трехосным транспортировщиком грузоподъемностью около 11 т, позволяющим буксировать катер по суше. Кроме того, при необходимости экстренной переброски на значительные расстояния катера, установленные на транспортировщике в собранном виде, могут доставляться в заданный район военно-транспортными самолетами.

 

Массо-габаритные характеристики катера типа RIB-36 (при установке на транспортировщике в сложенном виде):

Основные размерения, м

длина ………. 11,52

ширина ………. 3,4

максимальная высота в носовой части ………. 1,75

максимальная высота в кормовой части ………. 0,9

клиренс ………. 0,42

Масса транспортировщика, кг ………. 1868

транспортировщика с катером ………. 8345

Грузоподъемность транспортировщика, кг ………. 10 909

 

Командование ВМС США для поэтапного переоснащения ССО планирует закупить до 70 катеров типа RIB-36. Поставки планируется завершить в 1999 году.

Все материалы журнала «Зарубежное военное обозрение» размещены на сайте с разрешения редакции
Назад