ЛЕГКИЕ БОЕВЫЕ МАШИНЫ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Капитан 2 ранга В. МОСАЛЁВ

Источник: Зарубежное военное обозрение, 2000 г., №6, стр. 20-24 (фрагмент – стр. 20-22, ЛБМ США)

В последние годы в сухопутных войсках (СВ) многих стран мира все более широкое распространение получают быстроходные легкие боевые машины (ЛБМ) повышенной проходимости, которые ранее в ограниченном количестве находились на вооружении только отдельных подразделений сил специальных операций США, Великобритании и Франции. В настоящее время они состоят на вооружении большинства аэромобильных и воздушно-десантных соединений и частей, таких, например, как английская 16-я воздушно-штурмовая, французская 11-я воздушно-десантная и 11-я голландская аэромобильная бригады, а также в американской морской пехоте (МП). В некоторых странах ЛБМ оснащены также разведывательные и пограничные подразделения СВ. Впервые подобные машины были опробованы СВ Великобритании во Второй мировой войне в Европе и Северной Африке, а затем в фолклендском конфликте. Но особо широкое распространение ЛБМ получили после войны в зоне Персидского залива, где они активно использовались подразделениями специальных операций США и Великобритании и показали высокую эффективность в условиях пустыни. Наиболее известно общее сокращенное обозначение этого вида машин – LSV (Light Strike Vehicle).

ЛБМ в зависимости от размера и массы, комплекта вооружения, дальности действия и автономности условно делятся на малые (типа «багги»), средние («джип»), укороченный «Лэнд Ровер» и большие (стандартный «Лэнд Ровер», укороченный «Хаммер»). Обобщенные характеристики этих машин приведены в таблице.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКИХ БОЕВЫХ МАШИН

 

Характеристики

Типы ЛБМ

Малые
Средние
Большие
Общая масса, кг 750 – 2 800 3 300 – 4 500 5 500 – 6 000
Масса полезной нагрузки, кг 400 – 1200 1100 – 950 1 500 – 2 500
Дальность действия, км 400 – 960 600 – 960 900 – 1600
Автономность, сут 1 2 3
Варианты вооружения 7,62-и 12,7-мм пулеметы; 40-мм автоматический гранатомет; ПТУР; ЗРК 7,62- и 12,7-мм пулеметы; 40-мм автоматический гранатомет; ПТУР; ЗРК; многоствольные НУР 7,62- и 12,7-мм пулеметы; 40-мм автоматический гранатомет; ПТУР; ЗРК; многоствольные НУР; 30- и 20-мм артустановка; безоткатное орудие

 

ЛБМ имеют ряд преимуществ по сравнению с другими боевыми машинами СВ: легкость, высокая маневренность и проходимость, хорошее соотношение полезной нагрузки и вооружения к общей массе, аэротранспортабельность, малые визуальная, радиолокационная, тепловая и звуковая заметность. Так, проведенные в США сравнительные полигонные испытания на маршруте протяженностью 12,5 км (25 проц. – полевые дороги и 75 проц. – пересеченная местность) показали, что малая ЛМБ фирмы «Ченоуч» затрачивала на прохождение маршрута 9,5 мин, средняя машина «Хаммер» – 16 мин, «джип» Ml 51А2 – 18,2 мин, «Порше Визел» – 22 мин, в то время как БТР Ml 13A1 – 32 мин, танк М60 – 37 мин. Легкая машина с места за 6 с при полезной нагрузке 640 кг развивала скорость 48 км/ч, преодолевала подъем под углом 30° и была устойчива при крене 20°. Площадь фронтальной отражающей поверхности 3,2 м2, боковой – 4,2 м2. По ходу ЛБМ на расстоянии 15,2 м уровень шумов составляет всего лишь 82 дб при оборотах двигателя 5 000 об/м. Низкая излучаемость в ИК-диапазоне спереди и сверху обусловлена конструктивными особенностями машины и расположением двигателя, находящимся внизу в задней ее части. Сравнение авиатранспортабельности ЛБМ и машины «Хаммер» HMMWV показывает, что самолет С-141В может перевозить 12 ЛБМ и только пять HMMWV, самолет С-130 и вертолет СН-47 – соответственно шесть и две, а вертолет UH-60 – две и одну.

В СВ США на ЛБМ возлагаются задачи обеспечения управления, разведки и патрулирования, уничтожения живой силы и боевой техники, лазерного целеуказания, боевых действий в тылу противника, поиска и спасения экипажей сбитых самолетов и вертолетов. Для выполнения задач дальней разведки и нанесения огневых ударов масса полезной нагрузки малой ЛБМ (боеприпасы, продукты, вода и другие материальные запасы) должна быть 500 – 600 кг, из них на боеприпасы приходится 300 кг. Как считают специалисты, боекомплект будет включать: 2 000 12,7-мм патронов, 350 20-мм снарядов, 400 40-мм гранат или 5 000 7,62-мм патронов (либо любая другая их комбинация), а также шесть – десять ПТУР ТОУ или «Милан». ЛБМ снабжаются средствами радиосвязи и навигационным оборудованием. Некоторые типы таких машин имеют легкую броневую защиту спереди и приспособлены для навешивания броневых листов с бортов.

За рубежом разработаны или уже поставлены в войска более 30 типов ЛБМ. Так, в США используются машины десяти типов, Великобритании – шести, Франции – трех, ЮАР – четырех, Австралии, Израиле, Иордании, Сингапуре – двух, в Австрии, Венгрии, Румынии и ОАЭ – одного типа. Некоторые из перечисленных стран имеют на вооружении ЛБМ иностранного производства. Например, в США, кроме ЛБМ национального производства, используются английские и австрийские, а во Франции – английские и американские.

В США первые разработки ЛБМ FAV (Fast Attack Vehicle) относятся ко времени формирования в СВ легких батальонов. Ведущей фирмой, занимающейся разработкой и производством таких машин, является «Ченоуч», которая разработала три их поколения. Двухместную ЛБМ FAV (4 х 2) первого поколения для СВ фирма создала в 1983 году. Она имеет полезную нагрузку 640 кг, запас хода по топливу 528 км, преодолевает подъемы под углом до 30°, устойчива при угле наклона до 20°, преодолевает вертикальные препятствия высотой до 30 см и водные преграды глубиной до 45 см, развивает скорость 48 км/ч за 6 с. Вертолет UH-60 может перевести две такие ЛБМ, вертолет СН-47 и самолет С-130 – шесть, а самолет С-141В – 12. Первоначально эти машины получила 9 пд, а всего сухопутные войска и другие виды ВС закупили 300 единиц. Кроме США, ЛБМ были поставлены в части спецназа ряда европейских стран, в том числе Португалии (18 единиц).

Трехместная ЛБМ второго поколения LSV (Light Strike Vehicle) была разработана для командования специальных операций ВМС. Два ее предсерийных прототипа – DPV (Desert Patrol Vehicle) и GPS (General Purpose System) – были поставлены в зону Персидского залива и широко использовались морской пехотой и другими силами в операции «Буря в пустыне» (1990 – 1991), в том числе для решения задач поиска и спасения экипажей сбитой в тылу противника авиационной техники. Для этого по бортам ЛБМ устанавливались приспособления для транспортировки двух раненых в лежачем положении. Предсерийные прототипы имели боевую массу 2 100 кг, полезную нагрузку 1 000 кг. В транспортном варианте (GPS) машина является шестиместной, в ударном (DPV) вооружена 7,62- и 12,7-мм пулеметами, а также 40-мм автоматическим гранатометом. Серийная ЛБМ имеет боевую массу 1 660 кг, полезную нагрузку массой 700 кг. Эти машины поступили на вооружение подразделений спецопераций СВ и ВВС, а также сил спецназа Испании, Греции, Израиля, Омана, ОАЭ, Мексики и других латиноамериканских стран.

В 1991 году фирма «Ченоуч» подписала контракт на поставку до 300 ЛБМ типа SOCV (Special Operation Capable Vehicle) для экспедиционных батальонов морской пехоты, в целях замены модернизированных «джипов» Ml 51. ЛБМ SOCV имеет полезную нагрузку от 454 до 681 кг, скорость 96 км/ч, запас хода по топливу 480 км. Экипаж машины четыре человека, вооружение: 7,62-мм пулемет М60 и 12,7-мм М2 (боезапас 2 000 патронов), 40-мм автоматический гранатомет Мk 19 (336 гранат) или шесть ПТУР ТОУ-2.

Рис.1. Американская ЛБМ ALSV

Рис.1. Американская ЛБМ ALSV

Трехместная ЛБМ третьего поколения ALSV (Advanced LSV, рис. 1) разработана фирмой в 1997 году, имеет боевую массу 2 350 кг, полезную нагрузку 1 100 кг. Машина снабжена дизелем объемом 2,5 л и мощностью 140 л. с. Максимальная скорость движения 130 км/ч, запас хода по топливу 500 км, клиренс 38 см. ЛБМ может перебрасываться вертолетом СН-47 (одна машина) и СН-53 (три).

Для французских СВ фирма выпускает другой вариант машины – ALSV. Его боевая масса 2 600 кг, полная нагрузка 900 кг, длина 4,29 м, высота 1,75 м, клиренс 40 см, запас хода по топливу 900 км.

На базе шасси ЛБМ LSV фирма выпускает многоцелевые ЛБМ GPV (General Purpose Vehicle) – универсальные шестиместные транспортные образцы, которые могут использоваться также как платформы для стрелкового и ракетного оружия. Общая масса ЛБМ GPV 2 100 кг, масса полезной нагрузки 1 000 кг.

Для командования сил спецопераций ВВС фирма выпустила 15 ЛБМ R-1 (4 х 4), предназначенных для поиска и спасения экипажей авиационной техники сбитой в тылу противника. Полностью заправленная машина имеет массу 1 180 кг, полезную нагрузку 1 450 кг и снабжена дизельным двигателем мощностью 110 л. с.

На шасси английских машин «Лэнд Ровер» XD110 была создана ЛБМ RSOV (Ranger Special Operation Vehicle), которая стала использоваться в подразделениях рейнджеров и командования СпН после операции «Буря в пустыне». Машина способна перевозить шесть человек и может транспортироваться вертолетом СН-47 и самолетом С-130. В конце 1993 года США приобрели в Великобритании 60 подобных машин, получивших обозначение MRCV (Multi-Role Combat Vehicle).

Новейшей разработкой является TTV (Transportable Tactical Vehicle), созданная специально для переброски на самолете V-22 вертикального взлета и посадки. Она выполнена в трех вариантах – ударном, разведывательном и транспортном. Ударный вариант TTV имеет массу 1 900 кг с полной заправкой, полезную нагрузку 900 кг, максимальную скорость 150 км/ч и запас хода по топливу 550 км.

Все материалы журнала «Зарубежное военное обозрение» размещены на сайте с разрешения редакции
Назад